Кладбище — зона свободы: как в СССР пытались искоренить погребальные традиции и что из этого вышло (фото)

Читати українською
Автор
984
Коллаж "Телеграф"

Партия даже похороны подгоняла под символизм

В начале своего существования Советский Союз искоренял все традиционные ритуалы, чтобы построить вместо них идеологически правильные. Это помогало воспитать "советского человека", единственной верой которого была бы вера в коммунизм.

Не обошли изменения и погребальные обряды. Так, в 1918 году советская власть приняла декрет Совнаркома "О кладбище и похоронах", устанавливавший для всех граждан "одинаковые похороны".

Декрет Совнаркома устанавливал всеобщее равенство "в смерти", отменив также плату за место на кладбище. Декрет гарантировал бесплатное захоронение для пенсионеров и находящихся на обеспечении в приютах. Все остальные должны были хоронить родственники "за таксой, которую устанавливают местный Совет Депутатов".

Жизнь, впрочем, очень скоро показала, что полное равенство недостижимо, даже после смерти.

Как ни пыталась новая власть уравнять всех, но в первые же годы существования советского государства стало ясно, что все равны, но некоторые все же "равнее" других. Похороны известных партийных руководителей на протяжении всего существования СССР с идеологической целью обставлялись очень пышно. Появились элитарные места захоронений: Марсовое поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве. На кладбищах провинциальных городов существовало негласное правило хоронить "начальство" на центральных аллеях, в "первом ряду" и т.д.

Похороны в СССР, 1958 год
Похороны, 1958г.

Религиозная символика на погребениях была неприемлемой, особенно в первые годы советской власти. Вплоть до эпохи позднего СССР на надгробиях часто можно было увидеть звезды вместо крестов, иногда серп и молот и даже герб страны.

Вместе с этим, полностью вытеснить старые религиозные обряды большевикам не удалось — они, скорее, просто подменили старые обряды своими, облачив их в несколько иные декорации. Так, например, отпевание усопшего в церкви было заменено "гражданской панихидой" с выступлением какого-то авторитетного партийного работника, а кресты на могилах, как уже отмечалось, стали заменяться звездами.

Под это дело подгонялся даже особый символизм — если христианский крест на могиле должен был напоминать о христианстве и страданиях Христа за всех людей, то советская звезда на могиле должна была символизировать "страдание борцов Революции" и преданность покойного идеалам коммунизма.

Надгробия со звездами можно увидеть на всех кладбищах

Что интересно, старые обряды и всякие бытовые предрассудки как-то продолжили свое существование рядом с советским официозом. Так, например, похороны могли проводиться в "правильном" советско-атеистическом ключе, но рядом всегда были какие-то бабки, которые рассказывали, как правильно завешивать зеркала, каким местом вперед правильно выносить покойника из дома и что нужно сделать сразу после того, как гроб вынесут.

К этим советам прислушивались даже опытные партийцы, комментируя чем-то вроде "шут их знает, сделаем на всякий случай так!", или просто молча наблюдая. По крайней мере, скандалов из-за "конфликтности обрядов" на похоронах никто не начинал, а потому, очень скоро, кладбище и все связанные с ним обряды в СССР стали пространством определенной свободы.

Похороны в СССР

Микс обрядов

Советские похороны в городах в период 60-80-х годов выглядели примерно одинаково. Хоронили тело чаще всего на третий день — это осталось от христианства. От него остались традиции поминок на девятый и сороковой день. Обычно в доме с телом усопшего появлялись какие-то бабушки-"плакальщицы", которых часто никто не знал — было совершенно непонятно, что это за бабки, откуда они появлялись и куда потом шли.

Зачастую именно они были "распорядителями похорон" и командовали, в каком углу в доме должна стоять крышка от гроба и как правильно завешивать зеркала — бабок все слушались с суеверным ужасом и уважением.

Выносить покойника из дома считалось правильным только ногами вперед, чтобы тот "не увидел обратный путь" — старые предрассудки, которые вполне себе жили и в "научно-атеистическом СССР". Из-за пенальных размеров хрущевок и микроскопических лестничных пролетов, гроб часто не удавалось вынести без проблем — нередко тело и гроб приходилось тащить отдельно. Крышка гроба при этом ждала у двери подъезда, поставленная на две корявые табуретки.

Практически обязательным на советском похороне было присутствие духового оркестра, составленного из рандомных странствующих алкоголиков с помятыми латунными трубами. "Оркестр" чаще всего звучал пронзительно и фальшиво, извещая лязгом трескотливых тарелок, что по улице движется похоронная процессия. Водку часто начинали разливать уже у подъезда, не дожидаясь кладбища.

Далее процессия двигалась примерно метров 200-300 к ждавшемуся гробу автобусу — советскими катафалками в позднем СССР служили чаще всего автобусы ПАЗ-652, который имел люк, открывавшийся сзади и в который было удобно заталкивать гроб с покойником. До 60-х годов, а иногда и позже, эту роль выполняли грузовики. Кузов застилали соломой, иногда стелили ковер или дорожку, посередине ставили гроб, вокруг – табуретки для ближайших родственников.

Дальше гроб везли на кладбище, где была та самая "гражданская панихида" — на ней могло выступить какое-то протокольное советское лицо и рассказать о том, каким честным тружеником и верным коммунистом был покойный, после чего все пили водку. Традиция пить водку на могилах также появилась в СССР и кое-где до сих пор сохраняется.

Напомним, ранее "Телеграф" сообщал о том, как в СССР использовали женские чулки и почему их не выбрасывали. Современные украинки на такое бы не согласились.